Ведущий тренер-лицензиат «Университета Риторики»
Хабаровск и Дальневосточный регион

Интонации в искусстве оратора

Произ­несенная мысль получает свою реальную жизнь в звуке нашего голоса. Любое искажение того, КАК мы говорим, обязательно повлечет за собой искажение того, ЧТО мы говорим.

В переводе с латинского «интонация» означает «громко произносить», а если быть еще точнее этимологически, происходит от глагола «шуметь». Но, конечно, громкостью не исчерпывается это сложное понятие. Его суть, скорее говорить не громко, а с силой. Говорить с силой подразумевает, прежде всего, силу убеждения, увереннос­ти, характера, силу внутреннего темперамента и энергии, желания достичь результата.

Мы требуем, обещаем, зовем, прогоняем, угрожаем, просим, отказываемся, раскаиваемся, приказываем, подбадриваем, обвиня­ем, прощаем, презираем, чествуем, унижаем, превозносим, радуем­ся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем и много еще чего выражаем звучанием своего голоса.

Как не вспомнить Б. Шоу, считавшего, что интонации человека столь многообразны, неповто­римы, тонки, и письменное искусство не в состоянии передать их, что существует пятьдесят способов сказать «да» пятьсот способов сказать «нет» и лишь один способ написать это.

Мелодическая гибкость голоса – это способность голоса к широ­ким по диапазону модуляциям (dia pason – с греческого «через все струны»). Монотонная, бесцветная и неживая речь непонятна и утомительна, ведь именно по мелодическим рисункам, которые хранятся в нашей памяти, мы воспринимаем и понимаем смысл высказывания раньше, чем анализируем словесный его смысл.

Еще одно важное интонационное средство – темпо-ритм. Темп есть ни что иное как скорость речевого процесса. Ритм – это степень интенсивности, напряженности, активности речи, тесным образом связанная с ритмом внутренней жизни гово­рящего. Человек восприни­мает и передает впечатления, общается, убеждает в определенном темпо-ритме. Это, как нерв, пульс, сердцебиение. У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм.

В противоположность это­му темпо-ритмическое однообразие речи делает ее бессмысленной и скучной, усыпляет слушателя, внимание становится рассеянным, самые оригинальные и интересные мысли и суждения оста­ются вне восприятия.

Отдельного внимания заслуживает пауза, она дает почувствовать цену молчания. Пауза заполнена мыслью, воспоминаниями, оценкой. Паузы умеют досказать то, что недоступно слову, они могут действовать интенсивнее и неотразимее, чем сама речь.

Много красочных эпитетов заслуживает тембр человеческого голоса, магия его воздействия велика. Он и звонкий, и глухой, и бархатный, и тусклый, и мягкий, и крикливый, и вкрадчивый, и нежный, и мечтательный, и ироничный, и властный, и звеня­щий, и трепетный, и мужественный. Тембр – это внешнее каче­ство звука, которое отражает «жизнь человеческого духа», подспудные мотивы речевого взаимодействия.

Все составные интонации всегда проявляются в органичес­ком единстве и так же в единстве поддаются развитию с помо­щью специального тренинга.

 

Расписание

Предварит. запись
«Ораторское мастерство - 1»
Хабаровск
Предварит. запись
Голос как инструмент влияния
Хабаровск
Предварит. запись
Индивидуальный тренинг
Хабаровск

Наше расписание на портале СмартАфиша

Тренинги и семинары по психологии

Бизнес-тренинги и семинары, Конференции и форумы, Вебинары и Мастер-классы Хабаровска — Все Тренинги .ру

Яндекс.Метрика
Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, правилами пользования сайтом и политикой конфиденциальности данных